Mikhail Haritonov (haritonov) wrote,
Mikhail Haritonov
haritonov

Categories:

"Новые легенды - 2005": замечаньица (окончание)

Теперь пошли так называемые «современные мистики». Современность тут состоит в том, что действие происходит в большом российском городе. Чаще всего в Москве. Так бы и сказали – «мааасковская мистика». Неполиткорректно? Зато точно.

Впрочем, это уже так, ворчание. К делу, товарищи, к делу.

11. Никита Красников. Недокументированные функции.

Тут мне высказываться сложно: рассказ написан «в моём духе», а тут я пристрастен. То есть мне-то текст понравился весьма, но я отлично понимаю, что нравится такое не всем. Увы, сюжетная проза с поворотцами сейчас не в том почёте, в котором она, по моему скромному мнению, должна быть.

Ещё одна приятная для меня лично деталь – хорошо прописанные диалоги.

12. Илья Новак. Тонкий болезненный звон.

Отличное начало, хорошо отработанный традиционный приём «бомба с таймером» (необходимо сделать/не сделать что-то до истечения указанного срока, иначе произойдёт катастрофа), отлично отработан приём «перевёртыш» (тот, кто притворялся другом, на самом деле враг и наоборот). Конец, к сожалению, убит. Но это с моей точки зрения, а вообще-то – вполне себе ничего.

13. Юрий Бурносов. Лифт.

Мог бы претендовать на хит сборника: текст очень хорош и запоминается надолго. Автору удалось минимальными декоративными средствами добиться максимального эффекта, а это дорогого стоит. Не буду говорить «про язык и героев» - это до меня сказали. Отмечу только, что баланс между схематичностью (которая в рассказе не просто допустима, а требуется) и живостью-правдивостью-достоверностью образа здесь соблюдена, кажется, почти идеально.

Но увы: концовка отсутствует. «Все умерли» - это не ответ и даже не начало ответа. С тем же успехом можно было написать: «здесь таинственная рукопись обрывается, на оставшихся обрывках можно прочесть слова «кровь, «смерть» и «зелёнка».

Так не делают, нет.

14. Александр Сивинских. Формалинщик.

Есть несколько тем и приёмов в литературе, которые «гарантируют эффект». Например, страдания ребёнка – даже очень плохо написанный текст на эту тему будет дёргать за нерв. Но именно поэтому лучше такими приёмами не пользоваться без нужды. Или, если уж пользуешься, нужно показывать вышесредний класс. Иначе – западло.

Фигура живого мертвеца – из этой серии. Если уж взялся за неё – делай блестящие ходы или не берись вообще.

Увы, «Формалинщик» - средненький рассказ. Был бы даже хорошим, но пользование сильным приёмом сразу сбивает баллы. Зомби бывают хорошие и плохие. Плохие желают мирового (ну или общероссийского) господства, хорошие помогают людям обороняться от плохих. Эту икру уже кто-то ел, и не один раз.

Мелкая раздражающая гадость в самом конце. Я постоянно встречаю в отечественной фантастике одну темку: отрицательный гад любит рассуждать о спасении России, или спаситель России оказывается отрицательным гадом. Ничем, кроме политкорректной русофобии, я объяснить это не могу.

Однако, на такой ноте завершать не хочется. Текст сжатый, плотный, хороши рваные состыковки а-ля Стругацкие. Никаких сомнений в способностях автора. Увы, с кем не бывает.

15. Кирилл Бенедиктов. Прогулка.

См. выше: «Есть несколько тем и приёмов в литературе, которые «гарантируют эффект». Например, страдания ребёнка…» Здесь – оно самое в чистом виде. При всей моей симпатии к Бенедиктову (что говорить, «Война за Асгард» и «Путь шута» - отменные книги), данный конкретный рассказ – злоупотребление в чистом виде, куда более чистом, чем у Сивинских. И опять же добрые намерения, но.

* * *

Теперь что там у нас? «Мистические случаи и сказки». Ну, допустим.

16. Александр Зорич. У солдата есть невеста.

М-м-м. Написано хорошо, да. Шкода, пожалуй, в немце: имхо, надо было делать героя итальянцем (тем более что декорации это вполне дозволяли, да и конфликт с немцами вышел бы убедительнее). Но это моё сугубое имхо, а вообще – таки да, хорошо. Правда, и не более того, а хотелось бы более.

17. Снова Красников. Сказка о последнем поэте.

Блестящий текст, очень хорошо смотрящийся в теле сборника. Не хит… а может и хит, это как посмотреть. Правда, особенного простора для анализа я тут тоже не вижу: читайте, и воздастся.вам.

18. Владимир Аренев. Королевская библиотека: свитки сочинителей.

Есть такое слово: миленько. Сюда оно очень подходит.

* * *

Теперь повести. Они выстроены в любопытном порядке – по нарастанию «собственно мистического элемента» в тексте. Харитонов – сугубый, подчёркнутый реализм, Кубатиев – отыгрыш мистики реалистическими средствами, Мидянин – весёлая кислотная вечеринка.

19. Михаил Харитонов. Лапсанг Сушонг.

На фоне всего остального – такой, я бы сказал, «четвёрочный» текст. Не провал, но и не хит.

20. Алан Кубатиев. Пепельный рейс.

А вот это как раз достойный вариант отработки темы «живых мертвецов». Кстати, пример-другим-наука: практически все эпизоды составлены из штампов (ну что может быть заезженнее во всех смыслах этого слова, чем «голосующая девушка у дороги»?) - однако, целое вполне оригинально и неожиданно.

Теперь о приёме – он интересен. Начиная с Желязны, кажется, пошла мода на изображение «мистики-фантастики» сугубо реалистическими средствами, на уровне «чернокрылый демон выплюнул жевательную резинку «Фрутис», сел за руль древнего «Форда-Т» и взмыл в зелёное небо Орпокрены, наискось перечёркнутое следами метеоритных дождей и рекламой «Олвейс»). Написать этаким стилем повестушку о бригаде Харонов-дальнобойщиков, перевозящих души в ад на подержанных грузовиках ничего не стоило бы: это вопрос голой техники. Приятно, что Кубатиев умудрился проехать мимо этой укатанной дорожки (хотя в паре мест чуть было на неё не свернув) и написать оригинальный текст с нетривиальным содержанием.

21. Василий Мидянин. Московские големы.

И, наконец, сладкое. Цирк приехал и привёз бочку с вареньем и корзину с печеньем. Понятное дело, хит сборника – иначе зачем он в финале? Мидянин на то и порождён Матерью-Природой, чтобы завершать сборники очередной дозой того самого, после которой хорошее настроение обеспечено всерьёз и надолго. О творческом, так сказать, методе Мидянина будут ещё писать – так что здесь ограничимся просто заслуженными аплодисментами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments